ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ
ТВОИ ГЕРОИ, ЛЕНИНГРАД
ПЛАКАТЫ
ПАМЯТЬ
ПОЭЗИЯ ПОДВИГА
КНИЖНАЯ ПОЛКА
ССЫЛКИ
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
ЭПИЛОГ

 
1941194219431944

Кировский район

Мга

Вся наша страна узнала название этого небольшого поселка и станции на железной дороге в суровые дни 1941 - 1942 годов. В ожесточенных сражениях у Мги решалась тогда судьба Ленинграда.

К концу августа Ленинградский фронт связывало со страной лишь одно железнодорожное направление - через станцию Мга - Волховстрой и Тихвин. Стремясь прервать движение и на этой линии, враг подверг Мгинский железнодорожный узел и пристанционный поселок систематическим бомбовым ударам. С утра до позднего вечера не утихал пожар на станции, дымным костром пылали здания поселка, станционные сооружения, вагоны с грузами. Однако и охваченный огнем, Мгинский узел работал, пропуская усиленный поток эшелонов с пополнением и техникой Ленинградскому фронту.

Командование Ленинградского фронта в спешном порядке перебросило сюда 3-й полк 1-й дивизии народного ополчения, роты бронемашин, танков, саперов, горно-стрелковую бригаду и два зенитно-артиллерийских дивизиона ПВО. С Карельского перешейка сюда прибыла 1-я дивизия войск НКВД под командованием полковника С. И. Донскова.

Поддержанная огнем крейсера "Максим Горький" и эсминцев "Строгий" и "Стройный", стрелявших с Невы, дивизия С. И. Донскова с 1 по 6 сентября отражала непрерывные атаки врага, задерживая его продвижение. Но враг подтянул новые силы, увеличил число танков и самолетов. 29 августа около 70 самолетов врага нанесли массированный бомбовый удар по станции и поселку. Наши части вынуждены были с боями отойти на Шлиссельбург.

С падением Мги и выходом фашистских войск к Неве в районе Ивановского последняя железнодорожная магистраль, связывающая Ленинград со страной, оказалась парализованной.

Однако враг пробился к Неве ценой жестоких потерь, особенно в танках и самолетах, являвшихся ударной силой фашистского "блицкрига". Велик был урон врага и в живой силе.

В феврале 1943 года, после прорыва блокады и сооружения железной дороги от станции Шлиссельбург до станции Поляны, открылась возможность установить железнодорожную сухопутную связь Ленинграда с Большой землей. Но крупная мгинская группировка гитлеровцев нависала над полосой прорыва. Гитлеровцы оборудовали во Мге мощный узел сопротивления. Чтобы затормозить и остановить наступление наших войск, противник создал прочную оборону вдоль реки Мги.

После прорыва блокады войска Ленинградского фронта, надежно закрепив свои позиции на новых рубежах, начали усиленную подготовку для полного разгрома гитлеровцев под Ленинградом.

В январе 1944 года на всем фронте от Копорского залива до озера Ильмень развернулось наступление наших войск.

21 января части 67-й и 8-й армий выбили фашистов из Мги.

Высокое воинское мастерство и мужество проявили в боях за освобождение поселка тысячи советских воинов.

Пятнадцати соединениям и частям Ленинградского и Волховского фронтов, отличившимся в боях, приказом Верховного Главнокомандующего присвоено наименование Мгинских.

Сразу же после освобождения поселка от врага начались восстановительные работы. Вновь вступила в строй железная дорога, и через станцию пошли поезда в Сибирь и на Дальний Восток.

Издание: Гришина Л.И., Файнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные Места Ленинградской Области. Л.: Лениздат, 1973.




< Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница >
ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ЗАЩИТИВШИМ ЛЕНИНГРАД!

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru