ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ
ТВОИ ГЕРОИ, ЛЕНИНГРАД
ПЛАКАТЫ
ПАМЯТЬ
ПОЭЗИЯ ПОДВИГА
КНИЖНАЯ ПОЛКА
ССЫЛКИ
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
ЭПИЛОГ

 
1941194219431944

Волховский район

Жихарево

Железнодорожная станция Жихарево и поселок Назия стали широко известны в годы Великой Отечественной войны. В декабре 1941-го и январе 1942 года в поселке размещалась партизанская база, где проходило комплектование, обучение и снаряжение партизанских отрядов Ленинградской области. Сформированные здесь партизанские части в конце января 1942 года приняли участие в наступательных операциях нашей армии на территории Тосненского и Лужского районов.

Важнейшей перевалочной базой ледовой Дороги жизни стало Жихарево в декабре 1941 года, после разгрома фашистских войск под Войбокалом.

В течение десяти дней шли ожесточенные бои в окрестностях Жихарева, у села Шум и станции Войбокало. Гитлеровцы, потерпев неудачу у Волхова, попытались пробиться к Ладоге на войбокальском направлении. 447-й зенитный батальон, прикрывавший станцию от налетов с воздуха, принял на себя внезапный удар двух пехотных батальонов и танков противника. Выкатив орудия на открытые позиции, зенитчики прямой наводкой расстреливали атаковавших гитлеровцев. Фашисты ввели в бой артиллерию и минометы, но вперед не продвинулись. Окончательно остановили врага полки тяжелой артиллерии, которые подошли на помощь зенитчикам. А затем, 3 декабря, перешли в решительное наступление войска 54-й армии, усиленные стрелковыми частями и танками, переброшенными сюда с Синявинского участка, и 80-й стрелковой дивизией из Ораниенбаума. Они вклинились в оборону противника и, применив обходный маневр, 17 декабря вышли в тыл противника у селения Бабино. На следующий день, 18 декабря, началась ликвидация окруженных немецких гарнизонов под Войбокалом.

К концу декабря станции Войбокало и Жихарево стали важными перевалочными базами Дороги жизни. Продовольствие, боеприпасы и медикаменты подвозились сюда по железной дороге и перегружались на автомашины, следовавшие к Кобоне и Осиновцу. Через Жихарево в 1942 году было эвакуировано из Ленинграда много тысяч детей, женщин и стариков.

В январе 1943 года Советская Армия прорвала блокаду Ленинграда. За семь дней ожесточенных боев наши войска очистили от врага восьмикилометровую полосу земли вдоль южного побережья Ладожского озера. Вот здесь-то, в этом узком коридоре, Военный совет Ленинградского фронта и, решил проложить железную дорогу, которая связала бы Ленинград с Большой землей, - дорогу от станции Поляны до станции Шлиссельбург. Предстояло соорудить большой мост через Неву, а также средние мосты через реки Назию и Черную, ввести в строй 20 малых мостов, уложить 39 километров путей. Прокладывалась новая трасса вблизи переднего края гитлеровцев, которые обрушивали на строителей тысячи снарядов, мин, тяжелые фугасные бомбы. Но, работая и днем, и ночью, под обстрелами и бомбежками, железнодорожники и строители с честью выполнили приказ.

В ночь с 6 на 7 февраля 1943 года по новой дороге пошел первый поезд. Повели его машинист Иван Пироженко и заместитель начальника Кировской магистрали В. М. Виролайнен. Впоследствии В. М. Виролайнен вспоминал: "В составе, который мы повели тогда в Ленинград, было 800 тонн сливочного масла. Других грузов мы не брали, считали, что это наиболее нужное для ленинградцев... Эшелон, состоявший из сорока вагонов, находился у гитлеровцев как бы "на ладони". Они били по нему из орудий, забрасывали его минами. Но поезд шел вперед, и, на счастье, ни один снаряд не попал в него, ни один осколок не задел водителей. И вот наконец Ленинград - в сугробах, суровый и непреклонный. Встречали поезд торжественно, с музыкой, лозунгами и знаменами. На митинге выступавшие рабочие заводов и фабрик говорили о подвиге строителей железной дороги".

За время действия этой трассы - с февраля 1943 года по январь 1944-го по ней проследовало более 4700 поездов. В среднем каждые сутки Ленинграду доставлялось по 15 - 20 тысяч тонн различных грузов.

Издание: Гришина Л.И., Файнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные Места Ленинградской Области. Л.: Лениздат, 1973.




< Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница >
ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ЗАЩИТИВШИМ ЛЕНИНГРАД!

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru