Содержание   •  Сайт "Ленинград Блокада Подвиг"


Петров Ю.П. Партизанское движение в Ленинградской области. 1941-1944. Борьба за удержание инициативы. На железнодорожных коммуникациях


7. На железнодорожных коммуникациях

Подготовка гитлеровским командованием нового штурма Ленинграда, а затем напряженные бои с советскими войсками, стремившимися деблокировать город, порождали интенсивные железнодорожные перевозки, особенно по Варшавской дороге. Кроме того, часть эшелонов оккупанты направляли к Ленинграду по Витебской и Балтийской дорогам (главным образом боеприпасы, вооружение, снаряжение, которые шли из Германии через порты Эстонии и Латвии). С весны 1942 года, перешив железнодорожную колею, гитлеровцы пустили в эксплуатацию линию Псков — Гдов — Сланцы — Веймарн (Псковско-Веймарнская линия). Старорусская дорога по-прежнему являлась основной железнодорожной коммуникацией 16-й армии, особенно в период создания «группы Зейдлица» и боев по сохранению демянского плацдарма.

В апреле 1942 года Ленинградский штаб партизанского движения потребовал от всех бригад и отрядов усилить действия на вражеских железнодорожных коммуникациях, больше наносить ударов по воинским эшелонам. [13 начало 1942 года партизаны Ленинградской области снизили свои удары по железнодорожным коммуникациям. Так, например, отряды 2-й бригады за январь-апрель 1942 года совершили всего 4 диверсии на железных дорогах.] Штаб рекомендовал создавать для этого специальные диверсионные группы, сосредоточивая в них лучшие силы. [В сентябре 1942 года в бригадах и отдельных отрядах имелось 134 диверсионные группы.] Он указывал, что враг в результате даже одного железнодорожного крушения порой теряет больше, чем в многодневных боях с партизанами. Основное внимание партизан обращалось к участку Варшавской дороги, идущему от Пскова к Ленинграду, а также к Старорусской дороге.

Выполняя требование областного партизанского штаба, партизаны сосредоточили свои усилия на подрыве вражеских эшелонов. Вначале ударам подвергались в основном эшелоны, следующие по дорогам, примыкавшим к Партизанскому краю. Позднее, когда 1-я и 4-я бригады переместились севернее линии Псков — Дно и здесь обосновались специальные отряды, направленные из Ленинграда, враг изведал силу партизанских ударов на Варшавской дороге, дороге Псков — Гдов — Веймарн и даже на Балтийской.

Активное участие в железнодорожных диверсиях принимали партийные группы, направленные в тыл врага. Сосредоточение усилий партизан на железнодорожных коммуникациях в тех конкретных условиях, которые сложились в Ленинградской области, являлось наиболее целесообразным решением. Действия на железнодорожных коммуникациях стали главной и наиболее эффективной формой борьбы партизан, их ударов по врагу.

С начала мая, несмотря на то что партизаны, находившиеся в Партизанском крае, были уже плотно блокированы, они сумели усилить удары по железным дорогам, примыкавшим к Дновскому узлу. В них приняли участие диверсионные группы всех бригад, которые тогда были здесь.

4-я бригада, отряды которой занимали оборону на севере Партизанского края, отправила на задание диверсионную группу в составе пяти человек. Руководитель группы Л. Н. Федяш получил приказ организовать диверсию на участке Порхов — Дно. Преодолев вражескую оборону и все трудности 60-километрового пути по местности, занятой врагом, группа незаметно вышла к разъезду Роща. Партизаны выяснили, что для проверки колеи гитлеровцы вначале пускают бронедрезину со специальной командой, а затем уже поезд. В 23 часа 12 мая, едва прошла дрезина, партизаны уже в темноте быстро заложили тол под один рельс и установили взрыватель. К его чеке была привязана тонкая бечевка-«удочка», наиболее распространенный тогда способ подрыва железнодорожных составов (специальных мин партизаны еще не имели). Выдвинутый заранее на 400 метров от места диверсии секрет, заслышав шум поезда и определив характер эшелона, ручным фонариком подал сигнал. Через полминуты бечевка была натянута, и под откос полетел паровоз, увлекший за собой 9 вагонов с танками, орудиями и 12 вагонов с боеприпасами. Взрывами и пожаром эшелон был полностью уничтожен. Диверсионная группа благополучно вернулась к себе на базу.

Особенно успешно действовали диверсионные группы 2-й бригады, располагавшей опытными кадрами минеров, необходимой техникой и взрывчаткой. Их ударам подвергались дороги Дновского узла. 28 мая партизаны пустили под откос эшелон между станциями Чихачево и Ашево, который состоял из 20 вагонов: 8 вагонов с танками, 8 — с орудиями и 4 — с обозом. На следующий день на этом же участке минеры вновь устроили крушение. 30 мая диверсионными группами 2-й бригады был подорван третий эшелон: 8 вагонов с танками и 8 — с другим военным грузом.

Отражая натиск очередной карательной экспедиции, защитники Партизанского края за месяц с середины мая одновременно подорвали 5 вражеских эшелонов с живой силой и техникой, а также бронепоезд. Во второй половине июня, когда напряженность боев за Партизанский край спала, диверсионные группы его бригад подорвали 20 вражеских эшелонов. Это были переломные недели в действиях партизан на железнодорожных коммуникациях Дновского узла. В июле наиболее активно по-прежнему действовали диверсионные группы 2-й бригады, особенно подрывники В. В. Доценко и А. П. Корунов. На их счету было несколько успешных диверсий. В июле только 2-я бригада совершила 21 диверсию, главным образом на дороге Дно — Старая Русса и Дно — Новосокольники. [Всего в июле партизаны пустили под откос 27 вражеских эшелонов.] Из строя были выведены 16 паровозов и 481 вагон, из них почти половина с живой силой, а четвертая часть — с вооружением и боеприпасами. Помимо этого враг нес потери в подвижном железнодорожном составе, на многие часы останавливалось движение на важных коммуникациях, в то время когда шли напряженные бои под Ленинградом.

Отмечая рост диверсий на дорогах Дновского узла, американский историк Э. Хауэлл писал: «Только в тылу 16-й армии с 1 мая по 31 июля 1942 года партизаны взорвали 30 мостов, подорвали рельсы в 684 местах и повредили или уничтожили 20 паровозов и ИЗ вагонов. [В книге Э. Хауэлла эти цифры даны на основании дневника военных действий группы армий «Север», в котором оккупанты фиксировали лишь крупные аварии, когда паровоз или вагон были полностью разрушены. Если же их можно было доставить в депо для ремонта, то они не причислялись к потерям.] , вызвав общую остановку движения на 1129 часов» [Edgar M. Hоwеll. The Soviet partisan movement. 1941- 1944, p. 94.]

«Черным» днем для оккупантов, как они сами это отмечали, стало 28 августа. В этот день произошло 8 крушений, организованных партизанами. 30 августа был пущен под откос бронепоезд, состоявший из паровоза и четырех бронированных вагонов. За август диверсионные группы Партизанского края вывели из строя 48 вражеских эшелонов с живой силой, техникой и снаряжением, т. е. в два с лишним раза больше, чем в предыдущем месяце. Всего ленинградские партизаны произвели в августе 54 железнодорожных диверсии.

Наряду с сильными ударами по железным дорогам Дновского узла диверсии совершались и на Варшавской дороге. В первой половине марта 1942 года были зафиксированы две диверсии южнее станции Дивенская. 20 марта партизаны организовали крушение в районе станции Мшинская и после напряженного боя ушли от карателей. [DZA Potsdam, Fall 12, Nr. 137, Bl. 47]

Летом на Варшавской дороге успешно действовали партийные группы, направленные в центральные районы области. Одну из первых крупных .диверсий совершила партийная группа Лужского района во главе с И. Д. Дмитриевым. Установив, что в ночь на 29 июня противник перебрасывает из Луги под Ленинград резервные части, группа решила перехватить эшелон на перегоне между станциями Толмачево и Мшинская, который был ранее хорошо разведан. Ночью партизаны заложили под рельсы И килограммов тола и установили взрыватель. Вражеский патруль не обнаружил замаскированной мины. Под, откос вслед за паровозом полетели вагоны с живой силой и платформы с орудиями и тайками. Сдетонировали боеприпасы, большинство вагонов было разбито в щепки или сгорело. Гитлеровцы потеряли около 300 человек убитыми и ранеными. В течение двух дней — 29 и 30 июня — Варшавская дорога не работала. [ЛПА, ф. 0-116, оп. 9, д. 174, л. 57.]

В районе Струг Красных 15 и 16 июня две диверсии совершила партийная группа, возглавляемая Н. С. Добряковым. Было разбито два состава с грузами для вражеских войск под Ленинградом. Части 285-й охранной дивизии не в силах были пресечь эти диверсии. Успешно действовала на Варшавской дороге и Плюсская партийная группа В. К. Красотина, организовавшая два крушения вражеских поездов. [ЛПА, ф. 0-116, оп. 1, д. 141, л. 6.]

Появление 4-й бригады вблизи Варшавской дороги сразу всполошило гитлеровское командование. Против нее помимо частей 285-й охранной дивизии были брошены новые части и подразделения. «Командующий группой армий „Север”, — говорилось в отчете ее оперативного отдела, — приказал выделить из своего резерва 1-й штабной батальон, 2 роты и 6 танков для охраны железнодорожного участка от появившегося сильного партизанского отряда». [МА DDR, Nr. H 21.22.04/24, Bl. 1317]

Но, несмотря на все принимаемые меры, оградить от диверсий Варшавскую дорогу гитлеровцам не удается. Осенью она подвергается наиболее сильным ударам партизан. Особенно успешно на Варшавской дороге действовал 67-й отряд 6. П. Зуева. Этот комсомольско-молодежный отряд 4-й бригады явился инициатором соревнования между диверсионными группами. Командование поддержало эту инициативу и организовало учебу командиров групп и всего личного состава. Все это повысило результативность действий партизан.

19 сентября диверсионные группы 4-й бригады в 6 километрах севернее Струг Красных пустили под откос вражеский эшелон с солдатами и офицерами, направлявшийся к Ленинграду. Погибло более 300 гитлеровцев, еще больше было искалечено. Четверо суток потребовалось оккупантам, чтобы ликвидировать последствия аварии. Важнейшая транспортная магистраль в течение этого времени не работала. [ЛПА, ф. 0-110, оп. 1, д. 524, л. 19.] 25 сентября в результате новой железнодорожной диверсии из 38 вагонов эшелона, который перевозил солдат и офицеров, лишь два удержались на рельсах, а остальные опрокинулись под откос.

После того как в новый район базирования вышла 1-я Особая бригада, к диверсиям приступили и ее боевые группы.

Успешно действовали на Варшавской дороге на участке Плюсса — Струги Красные подрывники из отряда М. Ф. Макарова, бывшего начальника механических мастерских в Ленинграде. В ночь на 14 сентября они пустили под откос два эшелона противника: один с боеприпасами и горючим, а другой — с автомашинами и железнодорожным оборудованием. В обоих эшелонах паровоз и многие вагоны были полностью разбиты, при этом погибло свыше 100 гитлеровцев. 29 и 30 сентября на том же участке и тем же отрядом были подорваны еще два эшелона с боеприпасами и продовольствием. В результате этих двух диверсий вышли из строя два паровоза и 18 вагонов, враг потерял около 130 солдат и офицеров.

На участке Толмачево — Луга — Серебрянка активно включился в борьбу диверсионный отряд под командованием ленинградского инженера С. А. Кудреватых. За 20 дней сентября этот отряд совершил 5 железнодорожных диверсий. Главным образом на Варшавской дороге успешно действовал Особый диверсионный отряд Франсиско Гульона и Е. М. Повассара. В сентябре этот отряд вывел из строя 9 паровозов и около 130 вагонов с живой силой, техникой и боеприпасами. [См.: В. П. Самухин. Волховские партизаны, стр. 124-125]

Всего в сентябре партизаны области совершили 64 железнодорожные диверсии, т. е. наибольшее количество за все время войны и в два с лишним раза больше, чем в июле. [По данным «Атласа боевых действий группы армий „Север”», наибольшее количество подрывов железнодорожных линий партизанами в ее тылу было совершено в октябре. По тем же данным, количество подрывов в сентябре увеличилось по сравнению с июлем в 3,5 раза.]

Всю осень 1942 года диверсионные группы 4-й бригады наносили значительный урон врагу. К середине ноября, за два с половиной месяца, эта бригада совершила 14 железнодорожных диверсий на Варшавской дороге, главным образом, силами 67-го отряда. [ЛПА, ф. 0-116, оп. 1, д. 524, л. 18.]

В результате из 14 паровозов и 393 вагонов были уничтожены 10 паровозов и 302 вагона, а остальные повреждены. Примерно одна треть всех потерь приходилась на долю вагонов с живой силой, столько же в боевой технике. Значительны были потери и в боеприпасах. В среднем при каждом подрыве эшелона враг терял около 150 своих солдат и офицеров. Кроме того, после каждой такой диверсии движение по дороге надолго приостанавливалось.

Характеризуя трудности борьбы на коммуникациях, требующей величайшей самоотверженности от членов диверсионных групп, представитель Ленинградского штаба С. Л. Беспрозванный, направленный в начале октября 1942 года в 1-ю и 4-ю партизанские бригады, писал: «Свернуть вражеский поезд под откос в настоящих условиях есть подвиг и поступок героический. Часто партизанам приходится закладывать тол на виду идущего поезда и дежурной охраны». [ЛПА, ф. 0-116, оп. 1, д. 141, л. 4.]

Еще летом 1942 года активные действия на железной дороге Псков — Гдов — Сланцы — Веймарн развернули партизаны западных районов. «Главная задача, которую ставят перед собой партизаны, — отмечал командир 722-го отряда тайной полевой полиции, — посредством диверсий препятствовать движению по железной дороге и шоссе Псков — Нарва». [МА DDR, Nr. 99 US8 2056, S. 1.] Гитлеровцы тщательно охраняли эту коммуникацию. Кроме патрулей здесь на каждой станции находились сильные гарнизоны, готовые всегда выехать на любой участок дороги. Особенно много таких гарнизонов было в Гдовском районе. Попытки гдовских партизан подобраться к железнодорожному полотну нередко заканчивались неудачей. Чтобы обмануть бдительность противника, Гдовский и Полновский районные партийные комитеты решили действовать согласованно, отвлекая вражеские гарнизоны от места, где намечалась диверсия.

Первыми в начале июля совершили 4 диверсии партизаны Полновского района. «Немецкое командование, — говорилось в отчете о партизанской деятельности Гдовского райкома партии, — бросило в Полновский район карательную экспедицию, оголив тем самым Гдовский район и ослабив охрану отрезка железной дороги, проходящей по территории Гдовского района. Учитывая это, наш отряд, разбившись на две группы, в конце июля отправился на железную дорогу». [ЛПА, ф. 0-116, оп. 1, д. 308, л. 23.]

Первая группа, которую возглавил секретарь райкома партии Т. Я. Печатников, сумела беспрепятственно проникнуть к железнодорожному полотну на участке Гдов — разъезд № 7 и в нескольких местах его заминировать. При минировании от преждевременного взрыва погибли Т. Я. Печатников и М. В. Рысев, прибывший в район в составе партийной группы. Рано утром 3 августа на мине, поставленной партизанами, подорвался крупный воинский эшелон: 8 вагонов с солдатами и офицерами и 30 — с различными грузами. В результате погибло или было искалечено 150 гитлеровцев. Вечером в тот же день на другой мине, поставленной группой Т. Я. Печатникова, подорвался еще один вражеский воинский состав.

Вторая группа гдовских партизан под командованием И. Н. Гаврилова подорвала 7 и 8 августа два эшелона около станции Добручи.

Эти диверсионные акты вынудили немецкое командование перебросить карательную экспедицию из Полновского в Гдовский район, что создало благоприятные условия для действий партизан в Полновском районе. [ЛПА, ф. 0-116, оп. 1, д. 308, л. 23.]

Летом и осенью 1942 года Псковско-Веймарнская железная дорога подвергалась ударам партизан Сланцевского, Середкинского и других западных районов области, а также направленных сюда специальных диверсионных групп.

Весной 1942 года партизаны активизировали свои действия и на дорогах, обслуживавших гитлеровские войска в полосе Волховского фронта, где шли напряженные бои. Несколько успешных диверсий партизаны совершили на дороге Луга — Батецкая. «Для охраны железной дороги Луга — Батецкая — Оредеж, — говорилось в отчете 285-й охранной дивизии, — объявлена повышенная готовность». [DZA Potsdam, Fall 12, Nr. 137, Bl. 60.] Ленинградский отряд под командованием А. И. Сотникова, действуя между Батецкой и Новгородом, подорвал мост в момент прохождения по нему воинского эшелона. В результате катастрофы были разбиты паровоз и 33 вагона, погибло около 500 гитлеровцев. Всего во второй половине 1942 года этот отряд совершил 5 железнодорожных диверсий. [См.: В. П. Самухин. Волховские партизаны, стр. 119.]

Захватчики пытались не допустить диверсионные группы к железнодорожному полотну, блокировать партизанские отряды на их базах. Охрана железных дорог особенно усилилась после приказа Йодля — начальника штаба оперативного руководства вооруженных сил фашистской Германии — «Боевое наставление по борьбе с партизанским движением на Востоке». Во исполнение этого приказа командование группы армий «Север» принимает ряд новых мер по подавлению партизанского движения. Наступление зимы с ее трудностями и усиление репрессий карателей приводят к тому, что с октября количество партизанских диверсий на железных дорогах начало снижаться.

Всего за второе полугодие 1942 года партизаны области совершили 179 диверсий, т. е. почти в 5 раз больше, чем за первое полугодие этого года. [В результате возросших ударов советских партизан по железным дорогам осенью 1942 года было выведено из строя четыре пятых всех паровозов, которые произвела за то же время промышленность Германии и порабощенных ею стран.] Наиболее сильным ударам была подвергнута Варшавская дорога — 55 (более одной четверти) диверсий. 23 диверсии было совершено на рокадной Псковско-Веймарнской дороге. Постоянным воздействиям партизан подвергались железные дороги Дновского и Лужского узла: на Старорусской линии было выведено из строя 43 состава, на линии Дно — Новосокольники — 40, Луга — Батецкая — Новгород — 14. Даже на дороге Нарва — Красногвардейск, т. е. на самом северном участке тылового района группы армий «Север», который гитлеровцы считали «недоступным», партизаны устроили 4 диверсии. [По явно заниженным данным «Атласа боевых действий группы армий „Север”», в 1942 году в ее тылу было совершено 156 «подрывов эшелонов на минах». Гитлеровское командование, если состав не сходил с рельсов и не были сильно повреждены паровоз и вагоны, квалифицировало подобную диверсию как «подрыв рельсов». Таких диверсий, по признанию командования группы армий «Север», было совершено 117. Кроме того, были еще случаи «разминирования». Таких случаев «Атлас боевых действий группы „Север”» в 1942 году отмечает 73.]

Операции ленинградских партизан на коммуникациях врага планировались с учетом конкретных задач советских войск и перевозок, которые совершал враг, пытаясь удержать за собой фронт.

Ленинградские партизаны участвовали в операции по прорыву блокады Ленинграда в январе 1943 года. В период подготовки и проведения этой операции партизаны получили задание от Ленинградского штаба партизанского движения усилить удары по железным дорогам, чтобы не допустить подхода вражеских резервов к той части побережья Ладожского озера, где намечалось соединение войск Ленинградского и Волховского фронтов. Основные усилия партизан были сосредоточены на тех участках железных дорог, которые подходили к северо-восточным районам области. В течение декабря 1942 года и января 1943 года партизаны подорвали 46 воинских эшелонов. В результате было разбито 42 паровоза, 147 вагонов с живой силой, 27 — с боеприпасами, 100 платформ с различной техникой, более 150 вагонов с различным военным имуществом, 13 цистерн с горючим. Многие вражеские солдаты и офицеры, а вместе с ними и боевая техника так и не доехали до места сражения.

В первой декаде февраля 1943 года, в период наступательных действий войск Северо-Западного фронта, были нанесены комбинированные удары партизан и авиации по вражеским железнодорожным коммуникациям 16-й немецкой армии. Для подготовки таких ударов в штаб 3-й бригады, который находился в деревне Ровняк, прибыл уполномоченный ЛШПД А. А. Тужиков. Было принято решение нанести массированный удар по Старорусской дороге, которую враг использовал для переброски основных резервов, вывести из строя на этой дороге станцию Подсевы и железнодорожный мост через реку Узу.

Диверсиям предшествовала тщательная разведка. В ночь на 8 февраля отряд под командованием А. Н. Сидтикова, сбив вражеское охранение, ворвался на станцию Подсевы. Партизаны сожгли все станционные сооружения, ремонтные мастерские, вокзал. Другой отряд, руководимый И. К. Быковым, в это же время взорвал железнодорожный мост через реку Узу. Дорога Псков — Дно вышла из строя. Поэтому на ее станциях скопилось много эшелонов. По ним нанесла бомбовый удар советская авиация.

«В ночь на 10 февраля над железнодорожными путями городов Дно, Порхова и Пскова, — пишет начальник политотдела 3-й бригады М. Воскресенский, — появились советские бомбардировщики. Наши летчики потрудились изрядно — большинство скопившихся эшелонов было превращено в груду железного лома. Всю ночь багряные языки пламени поднимались в зимнее небо — горела фашистская техника, пристанционные сооружения». [М. Воскресенский. Герман ведет бригаду, стр. 136.] Трое суток не работала Старорусская дорога — основная железнодорожная магистраль 16-й армии врага. [ЛПА, ф. 24, оп. 2, д. 5306, л. 149.]

Это были первые крупные комбинированные действия партизан и советской авиации по железнодрожным коммуникациям врага.

Успешные действия партизан на железных дорогах Ленинградской области в период напряженных боев по деблокированию Ленинграда не только нанесли врагу потери в живой силе и материальных средствах, но и затруднили маневрирование его резервами, пополнение и снабжение гитлеровских войск, а затем и переброску их на южный участок советско-германского фронта, где развернулись решающие сражения. Все это, конечно, сказывалось на боеспособности вражеских соединений, на последующих боевых действиях.

* * *

На протяжении почти всего 1942 года партизанское движение в Ленинградской области испытывало большие трудности. Еще большие трудности возникли зимой 1942/43 года, особенно для партизан, действовавших севернее линии Псков — Дно — Старая Русса — река Волхов. Многие партийные группы погибли, а оставшиеся члены других вынуждены были выйти в советский тыл. [Продолжали свою деятельность зимой 1942/43 года в несколько суженном объеме Кингисеппская (Г. И. Мосина), Плюсская (В. К. Красотина) и Стругокрасненская (Н. С. Добрякова) партийные группы.] Понесли потери и вооруженные партизанские силы. Но командованию группы «Север», 18-й и 16-й армий не удалось ликвидировать к зиме 1942 года партизан, как этого требовала гитлеровская ставка в своей августовской директиве. Безуспешными оказались попытки врага обезопасить свой тыл и коммуникации.

Несмотря на все трудности, ленинградским партизанам удалось удержать инициативу и даже расширить свои действия, создать прочные основы для последующих боевых успехов. Наиболее эффективными были операции партизан в юго-западных районах области, куда переносится основной центр борьбы. Партизаны сохранили также свои основные районы базирования в юго-восточных, центральных и западных районах.


Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница




Rambler's Top100 rax.ru