Содержание   •  Сайт "Ленинград Блокада Подвиг"


Манкевич А.И. Краснознаменная Ладожская флотилия в Великой Отечественной войне. Десант в районе реки Тулокса


Десант в районе реки Тулокса

Задача десанта состояла в том, чтобы, перерезав на побережье железную и шоссейную дороги, являвшиеся единственными удобными путями в этом районе, не допустить отхода войск противника от города Олонец на север, во-первых, и помешать врагу перебрасывать резервы со стороны Видлицы к линии фронта, во-вторых.

Командование и штаб флотилии приступили к детальной подготовке десантной операции.

Командующий флотилией, учитывая, что операция должна была проводиться в период белых ночей, то есть в условиях, не обеспечивавших скрытность подхода и высадки десанта, принял решение строить расчет на быстроту действий и силу удара. Из этих соображений к участию в операции были привлечены все боевые корабли, мореходность которых позволяла выйти в озеро. Учитывалось также, что противник на Ладоге активности не проявляет, держа остатки своей флотилии в базах северо-западной части озера (Лахденпохья, Сортавала, Кексгольм).

В десант были назначены морские пехотинцы. При артиллерийской поддержке кораблей флотилии и авиации они должны были захватить и удержать участок побережья в районе высадки, перерезать проходившую здесь шоссейную и железную дороги и не дать таким образом врагу отступить или подбросить резервы к линии фронта. Для высадки десанта было создано несколько отрядов кораблей.

В период подготовки операции личный состав десантных войск и кораблей проделал большую работу. Артиллеристы, разведчики, корректировщики, связисты и мотористы с особой тщательностью готовились к высадке. Подготовка была целеустремлена на всемерное повышение боевого мастерства матросов, старшин и офицеров, усвоение лучшего опыта передовых специалистов боевых частей и служб кораблей.

Исключительно важное значение было обращено на партийно-политическую работу в операции, главным содержанием которой являлось воспитание у бойцов высокого наступательного порыва, как проявление чувства долга перед Родиной.

Многие бойцы и офицеры флотилии, проникнутые горячим патриотическим чувством к своей Родине, к Коммунистической партии, перед выходом в эту ответственную операцию подавали заявления о приеме в партию. Вот что писал, например, в своем заявлении матрос В. А. Тихонов: «Прошу принять меня кандидатом в члены ВКП(б), так как, идя в бой, я хочу быть коммунистом и сражаться с врагом за наше счастливое будущее, не щадя сил и самой жизни...»

Благородное чувство боевого сотрудничества проявили ладожцы и морские пехотинцы. С прибытием частей морской пехоты на корабли личный состав оказал им всемерную помощь в последних приготовлениях к бою. Ладожцы делились с бойцами своим опытом высадки десантов, делали все возможное, чтобы создать необходимые условия для размещения, отдыха и питания десантников, которым предстояло выполнить на берегу трудную задачу.

С получением боевого приказа на всех кораблях флотилии состоялись короткие митинги. Моряки Ладоги в выступлениях заверяли командование, что они с честью выполнят возложенные на них задачи. С волнующим письмом к личному составу кораблей обратились бойцы морской пехоты. «Вам поручено, — указывалось в письме, — высадить нас на берег для выполнения важной боевой задачи. От вас в значительной степени зависит успех наших действий на берегу. Ни на минуту не забывайте об этом. Мы уверены, что вы с честью выполните свой долг перед Родиной.

Ваша отвага и умение во время перехода и огневая мощь в подавлении огневой системы врага должны быть достойными приумножить славу русских моряков. В свою очередь мы, бойцы и офицеры, обещаем драться мужественно. Поставленную командованием задачу мы выполним с честью...»

22 июня корабли флотилии снялись с якоря и направились к месту высадки десанта. Нужно было пройти несколько десятков миль в готовности к немедленному отражению внезапного нападения авиации или кораблей врага.

Переход озером прошел благополучно, противник не обнаружил движения большого количества боевых кораблей.

К рассвету 23 июня головные корабли десантного отряда подошли к району высадки. Канонерские лодки и бронекатера заняли позиции для оказания десанту мощной артиллерийской поддержки. Точно в назначенное по плану время они открыли по берегу мощный артиллерийский огонь. Одновременно наша авиация подвергла бомбардировке оборону врага на участке высадки. Под прикрытием артиллерийского огня кораблей и ударов авиации к берегу направились катера и суда с десантом

Появление большого количества кораблей с десантом в глубоком тылу оказалось для противника неожиданным. Поэтому, когда корабли начали высадку десантных войск, он не смог организовать сколько-нибудь серьезного сопротивления. Только после высадки первых подразделений десантников противник открыл по ним беспорядочный артиллерийский и ружейно-пулеметный огонь. Над районом высадки появилось до четырнадцати вражеских самолетов, которые пытались бомбить наши корабли. Встреченные сильным зенитным огнем и истребителями, они вынуждены были сбросить бомбы в озеро, при этом один бомбардировщик был сбит зенитной артиллерией, а второй нашими истребителями.

Вскоре противник несколько оправился от первого удара. Вражеская артиллерия все более активно начала противодействовать высадке на берег последующих подразделений морской пехоты. Однако это не смогло остановить наступательного порыва моряков и бойцов-десантников.

Самоотверженно вели себя моряки небольших катеров и судов, бесстрашно перебрасывавшие на плацдарм под огнем врага новые подразделения десантников, боеприпасы, средства связи и другое боевое имущество.

В один из рейсов после высадки десанта катер «КМ-25» попал под сильный обстрел самолетов. Маленький корабль получил десятки пробоин, его мотор был выведен из строя, трюм заполнила вода, в кубрике возник пожар. Пять моряков-ладожцев, составлявших команду катера, ведя огонь по фашистским самолетам, мужественно боролись за жизнь своего корабля. Матросы Чулков и Силин во главе с командиром катера старшиной 2-й статьи Авраменко исправили мотор и заделали пробоины, раненые пулеметчики Смирнов и Лазарев не выпустили из рук оружия и отбили все атаки трех фашистских пикировщиков.

Героически вела себя команда и другого катера, которым командовал старшина 2-й статьи Переплескин. Несколькими рейсами катер доставил на берег триста десантников и двести ящиков с боеприпасами. На последнем, восьмом, рейсе, когда катер шел к берегу с боеприпасами, в него попал вражеский снаряд. От взрыва погибли на своем посту матросы Лобачев и Карпов, были ранены командир катера и матросы Иевлев, Иванов и Жуков. Катер лишился хода, в образовавшееся от взрыва отверстие быстро поступала вода. Гибель катера казалась неминуемой. Но четверо моряков остались верны своему воинскому долгу. Они боролись за живучесть своего корабля до тех пор, пока не остановили поступление в него воды. С помощью других кораблей, подошедших на. выручку, катер был отбуксирован к берегу, где его команда передала десантникам боеприпасы. Когда четырем морякам с катера предложили отправиться на перевязку, они ответили:

— Наш катер поврежден, и мы с него не уйдем до тех пор, пока не доведем в базу.

Высадка десанта продолжалась. А в это время на берегу происходил жестокий бой.

После высадки десантники с хода повели наступление и отбросили противника вглубь побережья. Атака морских пехотинцев была настолько стремительной, что противник, отступая, не успел отвести находившуюся здесь технику, пушки, пулеметы и боеприпасы.

Во второй половине дня противник, подтянув к району высадки резервы с севера и используя части войск, отступавших с юга, предпринял ряд ожесточенных атак по всему фронту. Десант при поддержке мощного огня кораблей успешно отразил все атаки врага.

К исходу дня на всем фронте высадки финские войска были отброшены за шоссейную и железную дороги.

В течение двух последующих дней десантные войска продолжали прочно удерживать захваченный плацдарм, отбивая ожесточенные атаки врага.

Особенно напряженные бои десанту пришлось вести 24 июня. С утра в этот день резко изменилась погода, начался шторм, достигший восьми баллов, шел дождь. Десант начал испытывать недостаток в боеприпасах, доставка которого в такой шторм на катерах и судах к берегу была затруднена.

Воспользовавшись неблагоприятной погодой, финны вновь предприняли несколько ожесточенных атак по всему фронту обороны десанта. Противник стремился во что бы то ни стало сбросить советские части в озеро и захватить занятые ими участки дорог. При этом финское командование не считалось с потерями своих войск. Оно подтянуло в район боя тяжелую артиллерию и минометные батареи, пытаясь сильным артиллерийским и минометным огнем сковать действия нашего десанта, нанести ему большие потери.

В отражении атак противника и в подавлении его артиллерийских батарей исключительную роль сыграли артиллерия кораблей и авиация. Несмотря на шторм, канонерские лодки и бронекатера флотилии для более эффективной стрельбы подходили к берегу и прямой наводкой расстреливали огневые точки и живую силу противника. Наша авиация непрерывно бомбила вражеские позиции.

Отбивая ожесточенные атаки врага, десантники не только прочно удерживали плацдарм высадки, но и значительно его расширили, захватив пленных и много техники.

Чувство восхищения и гордости у всего личного состава, участвовавшего в операции, вызвал героический подвиг бойца-десантника матроса А. М. Мошкина. Когда во время одной из ожесточенных контратак финнов несколько вражеских солдат пытались захватить его в плен, тяжело раненный воин предпочел смерть позорной сдаче. Он взорвал себя гранатой, уничтожив одновременно и окруживших его вражеских солдат.

К исходу 25 июня противник, убедившись в тщетности своих попыток уничтожить наш десант, прекратил атаки и перешел к обороне. К этому времени корабли флотилии дополнительно перебросили на захваченный плацдарм крупные силы десантных войск. На следующий день десант перешел в наступление и 27 июня в районе городов Олонец, Видлица соединился с наступавшими частями Карельского фронта. Отступившие сюда части войск олонецкой группы противника были разгромлены.

В дальнейшем десант, высаженный кораблями Ладожской военной флотилии, действовал в составе войск фронта.

После успешного завершения Тулоксинской десантной операции корабли Ладожской военной флотилии продолжали содействовать войскам Карельского фронта, наступавшим вдоль восточного побережья озера, и обеспечивали перевозку пополнения и боевого снабжения для войск фронта.

Успешно продолжая наступление, войска фронта во второй половине июля вышли к советско-финляндской государственной границе. В августе 1944 года Финляндия запросила СССР об условиях перемирия.

За образцовое выполнение боевых заданий командования Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 2 июля 1944 года Ладожская военная флотилия была награждена орденом Красного Знамени. Двадцать дней спустя таким же орденом было удостоено одно из соединений флотилии.

4 сентября 1944 года Финляндия прекратила военные действия против СССР, а 19 сентября с ней было подписано перемирие. Государственная граница Советского Союза с Финляндией была восстановлена. Ладожское озеро вновь стало внутренним водным бассейном нашей Родины. В связи с этим отпала необходимость держать на озере военную флотилию, и она была расформирована. Корабли флотилии ушли в Балтийское море, где принимали активное участие в разгроме немецко-фашистских войск в Прибалтике.

Так закончила свой славный боевой путь Краснознаменная Ладожская флотилия.


Предыдущая страницаСодержаниеСледующая страница




Rambler's Top100 rax.ru