ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ
ТВОИ ГЕРОИ, ЛЕНИНГРАД
ПЛАКАТЫ
ПАМЯТЬ
ПОЭЗИЯ ПОДВИГА
КНИЖНАЯ ПОЛКА
ССЫЛКИ
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
ЭПИЛОГ

 
1941194219431944

Твои герои, Ленинград

ЧЕРНЫШЕВ
Аркадий Петрович

Девиз капитана Чернышева

Герой Советского Союза Чернышев Аркадий ПетровичЧернышев Аркадий Петрович. Родился в 1917 г. в городе Орске Оренбургской области. По национальности русский. Член КПСС с 1942 г. Жил в Москве, работал на строительстве метрополитена. Одновременно учился в аэроклубе Метростроя. В 1938 г. был призван в армию. Участвовал в войне с белофиннами. За первые два года Великой Отечественной совершил 223 боевых вылета. Бомбил вражеские объекты, доставлял боеприпасы и подкрепление на Ханко, Эзель, Даго, Гогланд. За короткий срок прошел путь от командира звена до командира эскадрильи торпедоносцев. В крейсерских полетах потопил шесть транспортов и сторожевой корабль противника общим водоизмещением 33,6 тысячи тонн. Звания Героя Советского Союза удостоен 22 января 1944 г. 26 марта того же года погиб в бою.

Пустынно штормовое море, только белые гребешки над волнами. Но поиск продолжался, и летчик, как и весь экипаж, внимательно осматривал беспокойную водную поверхность.

— А не попытать ли счастья в главной базе противника? — спросил гвардии капитан Аркадий Чернышев.

— Надо попытаться,— ответил штурман Борис Черных.

Торпедоносец, на борту которого написано «За Родину!», вошел в облачность. Это затруднило пилотирование, зато гарантировало внезапность появления над вражеской базой в Пруссии. Штурман все внимание отдал расчетам, чтобы не потерять ориентировку, а Чернышев боролся с адской болтанкой.

В слепом полете, особенно теперь, когда внизу, под тучами, вражеская территория, напряжение возрастало. Да и время тянулось медленно. Иной раз минута казалась часом. Что там, внизу? Удалось ли привести торпедоносцы в нужную точку, или экипаж окажется над стволами береговых зенитных орудий и скорострельных автоматов, против которых и оружия балтийцы сейчас не имеют?

Чернышев едва успел вывести самолет из облачности, как раздался голос штурмана:

— Справа судно!

— Готовься, я сманеврирую,— передал командир экипажа.

Чернышев снова ввел машину в облачность, вне видимости цели сманеврировал и выскочил к воде с правого борта от сторожевика.

Залпы зениток не помешали атаке. Но когда Чернышев на максимальной скорости пролетал над мачтами корабля, по фюзеляжу застучали осколки. Руку летчика обожгла резкая боль. В ту же секунду над морем раздался взрыв торпеды, и фашистский корабль, расколовшись по центру, пошел на дно.

— Есть победа! — обрадовался Черных. И только тут он заметил, что торпедоносец горит.

— Следить за пламенем, приготовить шлюпку! — приказал командир.

Стрелки-радисты Быков и Гладилин немедленно выполнили приказ. Однако огонь удалось погасить. К тому же торпедоносец отошел на значительное расстояние от военно-морской базы противника, и экипаж смог, хотя бы на короткое время, вздохнуть спокойнее.

Когда вернулись на свою базу, командир полка И. И. Борзов поздравил экипаж с успехом. Заметив кровь на разорванном рукаве «канадки» летчика, командир забеспокоился:

— Вы ранены?

— Осколок зацепил. Но кость цела.

— Ну, это уже врачи определят. А сейчас срочно в санитарную машину.

Рана оказалась неопасной, и Чернышев уже через несколько дней снова вылетел на боевое задание. И снова одержал победу: торпедировал судно, которое шло в центре сильного охранения.

«Выбирать из цели цель» — таков был девиз командира первой эскадрильи 1-го гвардейского минно-торпедного полка ВВС Краснознаменного Балтийского флота гвардии капитана Аркадия Петровича Чернышева. Он так объяснял выбор объекта для атаки: если большой транспорт сильно охраняется, надо атаковать именно его, хотя это очень опасно. Если перед тобой несколько целей, скажем, катера, сторожевики и подводная лодка, атакуй подводную лодку, ибо она может принести больше вреда.

Так комэск наставлял молодежь. И разумеется, так поступал сам. С молодыми летчиками Чернышев умел сразу находить общий язык, и не только потому, что быстро вводил их в строй. Комэск хорошо понимал состояние еще не обстрелянных воинов, их тревоги. Прежде чем посылать подчиненных в первый боевой полет, Аркадий Петрович неизменно рассказывал, как он сам принимал боевое крещение.

— Посмотрел вниз — и душа в пятки ушла: там целая армада фашистских кораблей. А оказалось, что это мелкие шхеры. Их я и принял за эскадру.

Никто не знал, вправду ли так было или шутил командир, но молодые после этого начистоту рассказывали о том, что испытывали, попав под огонь противника, и знали, что комэск поймет правильно.

О летном искусстве Чернышева все командиры отзывались одинаково: пилотирует безупречно. За короткий срок овладел двумя типами торпедоносца. Сказывалась выучка, полученная еще в московском небе, когда проходчик столичного метрополитена, выпускник аэроклуба Аркадий Чернышев стал мастером высшего пилотажа на самолетах и планерах. И летающая лодка МБР-2 в его руках творила чудеса. Уже во время войны с белофиннами младший летчик Чернышев обратил на себя внимание как мастер пилотажа, смело бомбивший противника с малых высот. А когда началась Великая Отечественная, он, уже старший летчик, показал, что гидросамолет может еще послужить делу победы.

В августе — сентябре 1941 года, когда летчики полковника Е. Н. Преображенского бомбили Берлин, Чернышев, служивший в другой части, оказался на Эзеле. Он доставлял сюда с Большой земли боеприпасы для морских пехотинцев, выполнял задание по связи. За ним охотились «мессершмитты», но не могли сбить: летчик умело маневрировал над самой водой, и гитлеровские истребители, боясь врезаться в залив, оставляли балтийца после нескольких неудачных атак.

Особая страница боевой биографии Чернышева — полеты на Ханко. Героический Красный Гангут — так называли полуостров в сорок первом. Гарнизон Ханко под командованием С. И. Кабанова сражался в далеком тылу противника. Оценивая мужество защитников Красного Гангута, «Правда» писала в те дни: «Этот доблестный, героический подвиг защитников полуострова Ханко в грандиозных масштабах должна повторить Москва».

164 дня наши воины противостояли многократно превосходящим силам противника. 164 дня не утихали здесь бои. 2 декабря 1941 года по приказу Верховного Главнокомандования гарнизон оставил полуостров и встал на защиту ближних подступов к Ленинграду. Но до этого дня Чернышеву не раз довелось под огнем летать из Кронштадта с боеприпасами и оружием для гарнизона. Ему доверялась также доставка газеты «Правда», писем из Ленинграда, эвакуация раненых.

Однажды Чернышев, руководя разгрузкой своего самолета под артогнем, узнал от офицера штаба, что батарея противника накануне подбила прилетевший с Большой земли МБР, погибло несколько защитников Ханко.

— Где эта батарея? — спросил Чернышев.

Офицер штаба показал на карте примерное место ее расположения.

Члены экипажа без слов поняли командира. Захватив бомбы, Чернышев вылетел в указанный квадрат. 35 минут искал он хорошо замаскированную батарею. Она молчала. Чернышев постепенно снижался, вызывая огонь на себя. И вражеские артиллеристы не выдержали, открыли огонь. После бомбового удара Чернышева противник замолчал на целых десять дней, пока не подвезли новые орудия.

В сорок втором году Чернышев выполнил ряд специальных заданий в интересах частей, сражавшихся на сухопутном фронте.

На одном из участков готовилась атака полка балтийских моряков. Командовал полком Василий Филиппович Маргелов, впоследствии Герой Советского Союза, генерал армии, командующий парашютно-десантными войсками страны. Перед операцией требовалось обработать передний край противника. «Летающая лодка» Чернышева, не защищенная броней, одномоторная, тихоходная, ударила по гитлеровцам из пулемета, сбросила серию осколочных бомб, а затем, уже без бомб, заставила залечь противника. Полк, ведомый коммунистом Маргеловым, поднялся в атаку и выбил врага из укрепленного пункта. В тот же день командир полка балтийских моряков передал летчику благодарность за храбрую и мастерскую поддержку.

Умение штурмовать и бомбить с малых высот пришло к Чернышеву еще в сорок первом, когда он на дорогах, ведущих к Ленинграду, перехватывал фашистские танковые и моторизованные колонны и пехотные подразделения. В тех же боях довелось ему вести бой с фашистскими истребителями. Казалось бы, МБР в поединке с шестью «мессершмиттами» обречен на гибель. Но Чернышев, обороняясь против шести истребителей, не погиб. Более того, он победил. Маневры, которые Чернышев делал на «летающей лодке», позволили избежать попаданий в наиболее уязвимые места самолета. А когда один из «мессершмиттов» подошел слишком близко, он был поражен меткой пулеметной очередью. Остальные предпочли скрыться.

Конечно, машине Чернышева тоже досталось. Командир экипажа, штурман и воздушный стрелок, чтобы быстрее ввести «летающую лодку» в строй, несколько часов ремонтировали ее вместе с техническим составом и уже на другой день снова летели на задание.

В январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились в районе Рабочего поселка. Какую все испытали радость! Чернышеву посчастливилось с воздуха увидеть объятия наших бойцов. И вспомнилась другая победа, на другом фронте — трудовом.

...Проходчики работали молча. Пот градом катил с лица комсомольца Чернышева. Уже слышались удары с другой стороны. Там тоже спешили. И вот рухнула последняя глыба земли, в проеме показалось измазанное лицо проходчика встречной бригады. И на этом лице белозубая улыбка. Раздалось громкое «ура!». У Аркадия в горле запершило от волнения и радости, на глазах выступили слезы.

И вот теперь великая военная победа. Блокада прорвана, и в этом, как и в сооружении столичного метро, была доля труда Аркадия Чернышева. За успешное выполнение заданий командования его наградили орденом Красного Знамени.

В 1-й гвардейский полк торпедоносцев Чернышев пришел не новичком. Конечно, предстояло перенять опыт торпедных атак, многочасовых крейсерских полетов на колесном самолете. Но и у него учились знанию морской тактики, безошибочному определению класса кораблей, точечному бомбометанию, головокружительным маневрам при встрече с истребителями противника. И вот уже командир полка гвардии майор Борзов поздравил летчика с первой победой на море. То, что Чернышев в сорок первом расстрелял один фашистский катер, а другой повредил, уже не в счет. Это не шло в сравнение с торпедированным в море транспортом. Из двух совершенно одинаковых судов он выбрал то, что сидело в воде по самую ватерлинию. Выбрал, потому что транспорт сильнее загружен. Что бы там ни было — танки, орудия, боеприпасы, их на этом транспорте больше. Было больше. После встречи же с Чернышевым транспорт со всем своим грузом оказался на дне Балтики. Эта победа и определила девиз Чернышева: выбирать ту цель, которая дороже противнику.

Успешными были и три последних месяца сорок третьего года. За это время гвардии капитан Чернышев совершил 39 боевых вылетов.

Как-то стало известно, что в Финском заливе гитлеровцы оборудовали три противолодочные позиции. Они стремились предотвратить прорыв советских субмарин в открытое море. Однако фашисты не смогли помешать балтийцам, хотя поставили, казалось бы, надежные сети против лодок и нашпиговали залив минами. Чернышеву не раз довелось в одних полетах ставить мины на фарватерах и выходах из военно-морских баз противника, в других — бомбить фашистские минные поля, уничтожать противолодочные сети. Экипажи наших лодок умело пользовались «коридорами», проложенными Чернышевым и другими летчиками 1-го гвардейского полка. Кроме того, за этот же период сорок третьего Чернышев торпедировал шесть транспортов и сторожевой корабль противника.

В одном из полетов Чернышева настигли три «фокке-вульфа», новейшие гитлеровские истребители, имевшие гораздо более мощное вооружение, чем «мессершмитты», и большую скорость. Чернышев поднял их вверх на 7 тысяч метров, а затем сманеврировал так, что солнце оказалось за его спиной. Когда же перед моторами торпедоносца оказался «фокке-вульф», открыл по нему огонь. Удачно вел огонь и стрелок-радист Самохин, он зажег один ФВ-190.

Противник, потеряв десятки судов от атак торпедоносцев, стал избегать старых коммуникаций. Теперь днем можно было долго висеть над недавно еще оживленными морскими путями, но так и вернуться домой с торпедой под фюзеляжем. Поэтому пришлось изменить время поиска, но при этом создать видимость, что тактика осталась прежней. Командование решило расширить район крейсерства и сам характер поиска. Раньше, когда гитлеровцы еще не опасались за исход плавания, экипажу торпедоносца было достаточно дежурить в каком-либо одном квадрате моря. В новых условиях торпедоносец, имея горючее для полета на полный радиус действия, должен пролететь огромный район, самостоятельно выбирать маршрут и изменять его, если надо, искать противника повсюду.

Конечно, это значительно повышало ответственность экипажа, делало еще более опасной работу торпедоносцев, так как прибрежный район и тем более акватории военно-морских баз усиленно охранялись зенитной артиллерией, «мессершмиттами» и «фокке-вульфами». Зато достигалась внезапность — фактор для одного боя или одной операции часто решающий.

Как-то раз Чернышев, получив боевое задание, поднялся в воздух. Впервые он летел так далеко. Бензин взял до ограничителя. С удовлетворением вслушивался в гул моторов: все в норме. Несмотря на предельную нагрузку, самолет хорошо слушался. Чернышев вел его то в облаках, то за облаками, то бреющим, над самой водой. Удачно, без всяких ЧП прошли зону, где фашистские истребители, как правило, стремились перехватить краснозвездные торпедоносцы.

И вот под крыльями район, откуда Чернышев начал поиск. Галсируя над холодными волнами, летчик, чтобы остаться незамеченным, маскировался низкой облачностью, темной частью неба, фоном берега. Долгим был поиск. Казалось, многочасовой крейсерский полет пройдет впустую: обширный дальний район, вдоль и поперек методично исследованный экипажем, был пустынен. И все же настойчивость экипажа была вознаграждена: штурман Черных заметил караван. Под охраной сторожевых кораблей шли два транспорта. Внезапности достичь не удалось. Сторожевики вели сильный прицельный огонь. Особенно ожесточенно они защищали транспорт водоизмещением 8 тысяч тонн. И Чернышев решил атаковать именно это судно.

Через несколько минут после атаки все было кончено. Стрелок-радист едва успел сфотографировать горящее судно. Штурман же вслух посетовал, что самолет берет лишь одну торпеду: можно бы и второй транспорт отправить на дно.

В ту ночь Чернышев установил своеобразный рекорд: торпедоносец продержался в воздухе от взлета до посадки 10 часов 39 минут. Только высокое мастерство, умение эксплуатировать двигатели на самых экономных режимах позволили долететь до своей базы. И произошло это в ночь на 25 октября 1943 года.

Однополчане с восхищением вспоминали об этом полете. Были восхищены этим полетом и союзники. Английское правительство наградило Чернышева орденом Британской империи. А спустя три месяца, в январе 1944 года отважному летчику, командиру эскадрильи, было присвоено звание Героя Советского Союза.

После этого Чернышев вместе с Борзовым, Победкиным, Колесником взрывал укрепления врага в Ропше, Красном селе. Несколько раз с ним летал Герой Советского Союза Михаил Советский. Они закупорили выход из военно-морской базы противника в шхерах Финского побережья, причем выполнили задание настолько незаметно для фашистов, что там через несколько часов после постановки гвардейцами мин подорвался корабль охраны водного района. Тральщикам врага пришлось основательно потрудиться, чтобы восстановить парализованное балтийскими летчиками движение судов.

В другой раз Чернышев атаковал портовые сооружения военно-морской базы. До наступления темноты он совершил несколько рейдов и бомбами вызвал сильные пожары. Пламя помогало ориентироваться гвардейским экипажам, летевшим следом за комэском.

День Советской Армии и Военно-Морского Флота в 1944 году Чернышев встретил в боевом строю: он совершил разведывательный полет в интересах фронта. Задание летчик выполнил блестяще, и командующий фронтом передал комэску благодарность.

Всего за 33 месяца войны общее водоизмещение потопленных Чернышевым судов противника составило 33600 тонн. Это был весомый вклад мужественного летчика в нашу общую победу.

Гвардии капитан Чернышев мечтал после войны возобновить занятия авиационным спортом. Он мечтал встретиться с юными метростроевцами Москвы, рассказать им о Ленинграде. Но до победы гвардеец не дожил. 26 марта 1944 года Аркадий Чернышев совершил последнюю атаку вражеского судна. Он погиб в устье Финского залива, неподалеку от полуострова Ханко, где довелось ему воевать еще в сорок первом году.

Комэск погиб. Но живой осталась память о Чернышеве. Его боевому девизу: «Выбирать из цели цель» — до конца войны следовала гвардейская эскадрилья, на его подвигах учатся новые поколения летчиков дважды Краснознаменной Балтики.

Помнят бесстрашного комэска и на родине, и в столице, где он работал проходчиком метро и получил путевку в небо. В московской школе № 312, неподалеку от станции «Кировская», которую строил Чернышев, на перекличке поколений неизменно называют имя Героя Советского Союза Аркадия Чернышева, ровесника Октября, отдавшего жизнь за победу и навсегда оставшегося молодым.

М. Львов

Из книги: Герои огненных лет. Очерки о москвичах — Героях Советского Союза. Вып. 4. М.: Московский рабочий, 1980.


Другие материалы




АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ЗАЩИТИВШИМ ЛЕНИНГРАД!

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru