ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ
ТВОИ ГЕРОИ, ЛЕНИНГРАД
ПЛАКАТЫ
ПАМЯТЬ
ПОЭЗИЯ ПОДВИГА
КНИЖНАЯ ПОЛКА
ССЫЛКИ
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
ЭПИЛОГ

 
1941194219431944

Твои герои, Ленинград

ПАВЛОВ
Павел Иванович

Его называли батей

Герой Советского Союза Павлов Павел ИвановичПавлов Павел Иванович. Родился в 1908 г. в Москве. По национальности русский. Член КПСС с 1935 г. Служил с 1930 г. в авиации. Был инструктором и командиром звена Ейской военно-морской авиационной школы. Затем на Балтике прошел путь от командира звена до командира авиаполка. Его полк участвовал в наиболее ожесточенных боях на море и уничтожил только при сопровождении нашей ударной авиации более 250 фашистских истребителей. Сам командир сбил 15 самолетов противника. Звания Героя Советского Союза удостоен 5 ноября 1944 г. После войны командовал соединениями. В звании генерал-майора авиации ушел в запас. В 1967 г. умер.

Подполковника Павла Ивановича Павлова в полку за глаза называли Батей, Поддубным. Батей — потому что он, старший по возрасту, заботился по-отечески о молодых, растил их, вел за собой в бой. А Поддубным — за богатырскую силу. Высокий, могучего сложения, с железными бицепсами, он, занимая кабину «яка», словно сливался с машиной. Казалось, он не знал, что такое перегрузка, и даже после тяжелого боя от него передавалась уставшим ведомым неиссякаемая бодрость. В перерывах между боями по его совету устраивались соревнования по бегу, волейболу, футболу, перетягиванию каната. Случалось, его корили: мол, война, жаль времени на физкультуру и так авиаторы устают. Павлов улыбался:

— Для войны и нужен сейчас спорт. Для разрядки — после полетов и зарядки — перед новыми боями.

В Отечественную Павел Иванович вступил, когда ему было 33 года. Многие летчики-истребители в этом возрасте уходили с летной работы на штабную либо учебную, а у Павлова все это было в молодости. В знаменитой Ейской военно-морской авиашколе он, вначале инструктор, а затем командир звена, выпустил добрую сотню пилотов, многие из которых воевали на Балтике, и воевали отменно. И вот что интересно: Павлов не только учил молодых пилотированию, тактике, огневому мастерству, но и не уступал им в выносливости, за что благодарил спорт. Он так и говорил:

— Хотите долго летать — дружите со спортом!

Свой боевой счет Павлов открыл 12 августа 1941 года. И до этого дня ему приходилось вести воздушные бои, летать на штурмовку и разведку. Десятки гитлеровцев, несколько автомашин и мотоциклов уничтожил он, атакуя наступающего на Ленинград противника. Была и встреча с фашистским бомбардировщиком, но сказать с уверенностью, что враг сбит, Павел Иванович не мог и поэтому, приземлившись, доложил: Ю-88, повернув обратно к фронту, улетел. Честность его в оценке своих действий вызывала и уважение однополчан, и уверенность командования в том, что данные, сообщаемые пилотом, точны. С исключительной отвагой выполнял Павлов разведывательные задачи. А 12 августа он показал себя и как перехватчик.

Павел Иванович и его ведомый в готовности номер один сидели в кабинах истребителей, когда раздался сигнал тревоги. Оперативный дежурный сообщил:

— Над Лугой фашистский разведчик фотографирует фронт.

Уже потом, по описанию, было установлено, что разведку вел ФВ-189. Тогда Павлов увидел лишь быструю машину, не встречавшуюся ни разу. Павел Иванович, не теряя времени, устремился в атаку. Еще несколько секунд, и можно открывать огонь. Но разведчик оказался опытный. Он умышленно потерял высоту и, накреняя самолет, вышел из опасной зоны. Атака Павлова оказалась безуспешной. Приказав ведомому заходить к противнику слева, наш пилот обрушил огонь с противоположной стороны. Плоскость и фюзеляж «фокке-вульфа» вспыхнули от прямых попаданий. Такого оборота фашист, видимо, не ожидал, попытался набрать высоту, но балтиец почти в упор всадил в самолет еще одну длинную очередь. Переваливаясь с крыла на крыло, машина врага понеслась к земле и упала на левом берегу Луги.

Не дождалось фашистское командование данных разведки. А Павлов, едва доложив о выполнении задания, снова сел в самолет, заправленный горючим до пробки. Теперь ему предстояло вести бой с «хейншелем», корректировавшим огонь дальнобойной артиллерии. Скорость «хейншеля» меньше, чем истребителя, на котором летал Павел Иванович. Что касается маневренности, то немецкая машина отличалась чрезвычайной верткостью, и поймать ее в прицел удавалось лишь очень опытным летчикам. Павлов, надежно прикрытый сзади ведомым, смог поразить корректировщик.

Два вылета — две победы.

Для балтийцев выделили «яки» — новейшие по тому времени самолеты. Их вручали как награду лишь подлинным мастерам высшего пилотажа. Конечно, среди счастливчиков был и Павел Иванович. Весной сорок второго целый полк «яков» влился в авиацию Балтфлота. В сообщениях об отражении налетов фашистской авиации на Ленинград, Кронштадт, острова в Финском заливе все чаще мелькало имя Павлова. «Як» с его скоростными качествами, большим запасом мощности двигателя, грозным вооружением как нельзя лучше подходил к характеру самого летчика. Павлов на новой машине чувствовал себя уверенно и спокойно. Чтобы лучше освоить технику, он вместе с мотористом, механиком и оружейным работал на материальной части, участвовал в ремонте, когда самолет получал повреждения. Примеру Павлова, теперь уже командовавшего эскадрильей, следовали и другие летчики 21-го полка. Одну за другой Павел Иванович одерживал победы в воздушных схватках. В июле сорок второго он довел число уничтоженных им «юнкерсов», «мессершмиттов» и «фокке-вульфов» до десятка.

Балтийская авиация наносила все более ощутимые удары по врагу. Но и противодействие его возрастало. Наши пикировочные и штурмовые полки уже на подходе к цели вступали в бой с группами «мессершмиттов» и «фокке-вульфов» и несли потери. Со всей остротой встала задача — обеспечить безопасность ударных групп. На это командующий нацелил и 21-й истребительный полк. В листовке, выпущенной Политическим отделом ВВС флота, приводилось требование из гвардейской клятвы: сам погибай, но товарища выручай. Именно так, не щадя своей крови и жизни, бились истребители, оберегая бомбардировщики и штурмовики. Коммунисты, в их числе Павлов, Ю. Храмов, член партийного бюро полка Б. Сушкин, парторг эскадрильи В. Ткачев и многие другие, заслужили звание мастера сопровождения ударной авиации.

Каким напряжением отличались бои при сопровождении бомбардировщиков и штурмовиков, хорошо видно хотя бы из одного такого полета 5 сентября сорок второго года. Павел Иванович, охраняя друзей — летчиков-бомбардировщиков, вел шестерку «яков». Он не только обеспечивал нанесение бомбового удара, но и прикрывал наши войска в районе Невской Дубровки. Около 20 «мессершмиттов» двумя группами пытались штурмовать наших пехотинцев. У врага было тройное численное превосходство. Но недаром русская пословица гласит: бьют не числом, а умением. Шесть балтийских летчиков — П. Павлов, Б. Сушкин, Д. Зосимов, В. Ткачев, А. Жильцов и Д. Пимякин,— к восторгу советских пехотинцев, в 20-минутном бою разгромили противника. По два «мессера» сбили Павел Иванович и Борис Сушкин, по одному — остальные. А те «мессершмитты», которым удалось избежать поражения, ретировались.

Отвага и мастерство Павлова, его умение учить молодежь на фронтовом аэродроме не раз отмечались командованием. Он стал заместителем командира 21-го Краснознаменного истребительного полка, а потом сменил и командира, которому врачи запретили летать. Обучая подчиненных, Павел Иванович неустанно заботился о том, чтобы они росли настоящими патриотами социалистической отчизны. Решительные, инициативные действия летчиков, самоотверженная работа технического состава никогда не проходили мимо внимания подполковника Павлова.

Он ввел правило — отмечать любой праздник новыми победами. Однажды, в День авиации, на аэродроме ожидали четверку «Яковлевых» во главе с парторгом Ткачевым. И вот самолеты появились. Результаты их полета были уже известны командиру — он только что получил сообщение из штаба ВВС. Четверка Ткачева встретила у линии фронта 18 «юнкерсов», пикирующих бомбардировщиков, и, с ходу разбив их строй, принялась расстреливать вражеские машины. Конечно, и краснознаменцы не избежали огня. В машинах насчитали потом немало пробоин, но все «яки» вернулись с победой.

Четверка сбила шесть «юнкерсов», два из них уничтожил парторг. Не одной лишь доблестью была достигнута победа. Как учил командир, Ткачев и его летчики, используя отличные качества своих самолетов, завоевали высоту и атаковали со стороны солнца, чем затруднили противнику прицеливание. А венцом успеха Павлов считал то, что, «нависнув» над оставшимися «юнкерсами» уже за линией фронта, краснознаменцы заставили гитлеровских пилотов сбросить бомбы на их же войска.

— Вот такие подарки ждет Родина от нас и в праздники и в будни,— говорил командир на торжественном собрании.

Наступил 1944 год. 900 героических дней обороны города Ленина закончились решительным разгромом противника. Многие балтийские летчики заслужили высокие награды. Все больше побед одерживал 21-й полк. Кое у кого это вызывало зазнайство, беспечность: мол, теперь нам все нипочем. Павел Иванович решительно боролся за дальнейшее повышение боеготовности и бдительности. Однажды случай потребовал от него самого проявления именно этих качеств, и на устах всех балтийцев снова было имя командира.

20 августа 1944 года Павлов поднялся в воздух, чтобы после замены мотора облетать свой «як». В плановой таблице значилась именно эта задача. Ни о каком бое речи быть не могло. Однако подполковник приказал поставить полный боекомплект, проверил на земле исправность огневых установок и верность прицела. И тут он услышал по радио:

— Над шхерами близ Койвисто курсом на нашу базу идут два «Фиат-50».

Павлов немедленно ринулся навстречу противнику, атаковал и сбил ведущего. Ведомый боя не принял, предпочел спасаться на максимальной скорости.

Так в испытательном полете Павел Иванович добился очередной победы.

Борясь за высокую дисциплину на земле и в воздухе, командир полка поощрял храбрость, ставил в пример тех, кто инициативно ведет бой. В полку из сержантов выросли замечательные офицеры, такие, как Ломакин, Ткачев, Емельяненко. У каждого из них был свой летный почерк, а общее — воспитанное Павловым, партийной организацией стремление в любой обстановке исполнить воинский долг. Об отваге Ткачева уже говорилось, Иван Емельяненко сбил 15 фашистских самолетов. В одном из вылетов на Либаву, прикрывая пикирующие бомбардировщики, он уничтожил два вражеских истребителя, в том числе новейшую модификацию «фокке-вульфа» — ФВ-191. В другом бою, когда иссяк боезапас, Емельяненко смело пошел на таран. Ударом винта он отсек вражескому истребителю хвост, довел «як» до одного из наших аэродромов и благополучно приземлился.

В боевой характеристике, выданной летчику 21-го полка Василию Иванову, командир полка писал: «Участвует в войне против немецко-фашистских захватчиков с августа 1944 года. Произвел десять боевых вылетов на сопровождение бомбардировщиков, провел два воздушных боя». Всего десять полетов. Конечно, по сравнению с ветеранами полка боевые дела Иванова выглядели скромно. Однако за этим числом вылетов командир разглядел настоящий характер и столь необходимую в бою отвагу. Ведь Иванов успел сбить один «фокке-вульф» лично и еще два — в группе с товарищами. «В бою 16 сентября 1944 года с численно превосходящим противником,— писал Павлов,— Иванов вступил в единоборство с тремя «Фокке-Вульфами-190», одного сбил, остальных разогнал, а сам на подбитом самолете произвел посадку на своем аэродроме».

Василий Дмитриевич Иванов был принят в члены партии. С радостью Павлов представил Василия к награждению и первым поздравил молодого коммуниста с орденом Красного Знамени.

Как мужественно Иванов вел себя в бою, Павел Иванович знал не по докладам комэсков. Ему самому день 16 сентября крепко врезался в память. Пикировочный гвардейский полк под командованием дважды Героя Советского Союза В. И. Ракова получил приказ: нанести бомбовый удар по Либаве, точнее, по кораблям, находившимся в базе. Сопровождение «петляковых» поручили полку Павлова, чем Василий Иванович Раков мог быть доволен. Два старых летчика знали друг друга по совместным боям. Когда Раков и его соратники в условиях интенсивного противодействия наносили удар по броненосцу «Ниобе», прикрывал пикировщиков именно Павлов. Он взаимодействовал, чаще всего в составе небольшой группы истребителей, с Раковым и во многих других операциях. Сейчас предстояло всем полком прикрывать полк пикировщиков. Почти 90 самолетов Балтфлота участвовало в первом налете. Они выполнили боевое задание, но очень дорогой ценой. Три бомбардировщика упали за линией фронта, два смогли ее преодолеть. Истребители оберегали товарищей ценой жизни: в одном этом налете полк Павлова потерял пять летчиков, двое раненых на поврежденных машинах смогли пролететь почти 150 километров над территорией, занятой врагом, и пересечь линию фронта.

После краткого разбора решили, не теряя времени, повторить удар. Бомбардировщики шли тремя волнами. Во главе армады были Раков и его заместитель в этом полете Герой Советского Союза Константин Усенко, командир первой эскадрильи. «Яки» 21-го Краснознаменного полка охраняли «петляковых». Часть истребителей, чуть оттянувшись, чтобы при встрече с противником иметь пространство для маневра, шла в одном строю с ПЕ-2. А Павел Иванович с группой воздушного боя находился выше.

Автор этих строк участвовал в бомбардировке Либавы. В качестве воздушного стрелка я летел в составе головной эскадрильи Усенко. Уверенностью наполнялось сердце, когда мы видели над собой истребитель с бортовым номером «51» — самолет Павлова. Мы знали, что командир 21-го и его летчики прикроют нас огнем, а если потребуется, и самолетом, но обеспечат выполнение задания.

Неприятная особенность полетов на Либаву состояла не только в том, что враг имел здесь мощные зенитные средства. Приходилось 150 километров лететь за линией фронта над территорией, покрытой сетью аэродромов. Таким образом, не только в районе цели, но и по всему маршруту за линией фронта следовало ждать встреч с «фокке-вульфами» и «мессершмиттами». Так и было почти в каждом полете.

На этот раз тяжелый воздушный бой разгорелся уже после того, как пикировщики нанесли сильнейший удар. Несколько транспортов затонуло. Долго-долго пылал танкер, только что подошедший к базе и не успевший перелить горючее для фашистской группировки в Либаве.

Едва полк ПЕ-2 собрался после удара, «фокке-вульфы» ринулись на эскадрилью Усенко, в первом звене которой находился Раков. Их было много, и, несмотря на потери, они прорвались к замыкающим эскадрилью звеньям. Бомбардировщики не были беззащитны. Экипажи отстреливались организованно и смело. Но «фокке-вульфы» взяли внезапностью и числом: три «петляковых» оказались выведенными из строя. Павлов на максимальной скорости устремился на помощь. Первой же атакой краснознаменцев он добился перелома в бою: четыре «фокке-вульфа» были сбиты, один из них лично Павлом Ивановичем. Между этой великолепной атакой и следующей возник интервал — всего несколько секунд. Именно эти секунды решил использовать противник и обрушился на самолет Ракова. Но тут волю и мастерство продемонстрировали флаг-штурман Сергей Давыдов и стрелок-радист Спаривак: они сбили «Фокке-Вульф-190». Больше нападать на ведущую группу фашисты не осмелились. «Павлов, как щит, встал позади,— вспоминал Василий Иванович Раков.— Противник уже не мог к нам прорваться».

В этом полете краснознаменцы сбили 15 самолетов противника.

Десятки полетов на Либаву совершил Павлов. Каждый раз над целью приходилось преодолевать плотный заградительный огонь корабельных и береговых зенитных батарей; каждый раз Павлов вступал в бой и руководил им, делая все, чтобы ударная авиация могла нанести противнику наибольший урон. Признанием личной отваги Павла Ивановича Павлова и его инициативного командования было награждение командира 21-го Краснознаменного истребительного авиационного полка орденом Ушакова II степени. А полк удостоился ордена Суворова.

Летчики 21-го авиаполка за войну совершили более 10 тысяч боевых вылетов, сбили около 300 вражеских самолетов. Значительная часть этих побед достигнута под командованием аса воздушного боя и сопровождения ударной авиации подполковника Павла Ивановича Павлова. Когда 5 ноября 1944 года радио принесло весть о том, что ему присвоено звание Героя Советского Союза, однополчане качали своего Батю, любимого командира, научившего их добиваться победы, строгого и справедливого.

Кончилась война. После ряда лет службы на командных должностях Павел Иванович в звании генерал-майора авиации ушел в запас, но поддерживал связь с бывшими однополчанами. В письмах к Бате они сообщали о своей службе и работе, и генерал Павлов на встречах с молодежью Ленинграда, Кронштадта, Таллина, Калининграда рассказывал о тех, кто ковал славу 21-го Краснознаменного ордена Суворова II степени Кенигсбергского истребительного полка, которым в те годы командовал.

Батей называли командира летчики на войне, Батей он и остался в памяти однополчан.

М. Львов

Из книги: Герои огненных лет. Очерки о москвичах — Героях Советского Союза. Вып. 3. М.: Московский рабочий, 1978.


Другие материалы




АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ЗАЩИТИВШИМ ЛЕНИНГРАД!

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru