ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ
ТВОИ ГЕРОИ, ЛЕНИНГРАД
ПЛАКАТЫ
ПАМЯТЬ
ПОЭЗИЯ ПОДВИГА
КНИЖНАЯ ПОЛКА
ССЫЛКИ
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
ЭПИЛОГ

 
1941194219431944

Твои герои, Ленинград

АНОХИН
Алексей Васильевич

Сквозь завесу огня

Герой Советского Союза Анохин Алексей ВасильевичАнохин Алексей Васильевич. Родился в 1922 г. в селе Канине Сапожковского района Рязанской области. По национальности русский. Член КПСС с 1944 г. В 1938 г. приехал в Москву. Учился в фабрично-заводском училище и одновременно в аэроклубе Ленинградского района столицы. В 1939 г. призван в ряды армии. После окончания авиационной школы пилотов служил в бомбардировочном полку. Воевал под Москвой, Ленинградом, на Карельском фронте. Совершил 250 боевых вылетов. Более 80 раз вел воздушные бои с истребителями противника. Звания Героя Советского Союза удостоен 26 октября 1944 г. После войны окончил Академию им. Ю. А. Гагарина. Был в ней адъюнктом, преподавателем, старшим научным сотрудником. В 1978 г. уволен в запас. Живет в Москве.

Учетная карточка. В ней несколько строк об одном человеке — Анохине Алексее Васильевиче. Ветеран войны. Герой Советского Союза. Участник боев под Ленинградом, на Карельском фронте. Командовал отдельной Краснознаменной разведывательной эскадрильей 7-й воздушной армии. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны, Красной Звезды, многими медалями.

Боролся с врагом в Заполярье. Было трудно. Малонаселенность края, суровость природы, «сюрпризы» Баренцева моря накладывали свой отпечаток на боевую деятельность и авиации, и других родов войск. «Мне довелось быть командующим войсками этого весьма своеобразного участка битвы с фашизмом,— писал Маршал Советского Союза К. А. Мерецков.— Нигде, пожалуй, природа не осложняла так ведение боевых действий, как здесь, в краю диких лесов, неприступных скал, болотистых топей и тундры, бурных рек и глубоких озер».

Ни луга, ни синего вира —
Поземка сечет валуны,
Здесь хватит снегов на полмира,
На сотню пустынь — тишины.

Стихи Павла Шубина, напечатанные во фронтовой газете, как нельзя лучше передают обстановку карельского участка войны.

Именно в таких чрезвычайно тяжелых условиях борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявились незаурядный талант, мастерство, беспредельная отвага и мужество воздушного разведчика Алексея Васильевича Анохина.

А биография у него обыкновенная, такая же, как у большинства сверстников. Детство и юность проходили в годы первых пятилеток, неукротимых по духу, победных по результатам, досрочных по выполнению. Рос, учился и мужал в атмосфере дружной созидательной работы в Стране Советов, уверенно шагавшей к социализму.

В 1939 году Алексей Анохин был призван в ряды Вооруженных Сил. Его, окончившего столичный аэроклуб, направили в военное авиационное училище. Учебное заведение еще было молодым, но уже славилось хорошими традициями, вдумчивым преподавательским и летно-инструкторским составом.

Курсант Алексей Анохин научился быть подтянутым и собранным, впитал в себя дух и суть воинской дисциплины, умение повиноваться требованиям присяги и уставов, осознал, что такое боевые традиции, каков их смысл. Он гордился принадлежностью к славной семье советских учлетов. Учился летному делу старательно, упорно, одержимо.

Летом 1941 года он успешно сдал выпускные экзамены, получил звание сержанта и убыл для прохождения дальнейшей службы в 46-й ближнебомбардировочный полк. «С этого времени,— пишет Анохин в автобиографии,— я навсегда связал свою жизнь, свою судьбу с авиацией. Стал военным летчиком...»

22 июня 1941 года застало Анохина в полку. Фашисты бомбили город на рассвете. Снижались до бреющего полета и расстреливали мирное население. «Мне кажется,— вспоминал впоследствии Алексей,— что именно в эти первые часы и дни войны я пережил такое, что потерял всякий страх... Он сменился лютой ненавистью к врагу...»

Анохина откомандировали в Москву. Летал по заданию штаба ВВС, выполнял специальные задания на транспортных самолетах. Энергичному, по-боевому настроенному летчику полеты на транспортных машинах казались скучными, малоинтересными. Не видел в них Алексей романтики борьбы, риска, подвига.

— Эта работа была мне не по душе,— вспоминал он позже.— У меня было одно желание, одно стремление — перевестись в истребительную авиацию, попасть в действующую армию, беспощадно уничтожать врага.

После неоднократных просьб и рапортов командование в марте 1942 года откомандировало Анохина, теперь уже младшего лейтенанта, в запасной авиаполк, где происходило переучивание летного состава на новой материальной части.

Алексей изучил Пе-2, налетал на нем положенное число тренировочных часов, сдал на «отлично» экзамен и уже в августе 1942 года прибыл под Ленинград в 119-ю отдельную Краснознаменную разведывательную эскадрилью. Там он вместе с опытными экипажами совершал вылеты на разведку передового края противника, фотографировал скопления его войск, военно-инженерные работы, наносил на карту узлы обороны, склады с горючим и боеприпасами, добывал данные для наступательной операции, получившей кодовое название «Искра». Проведенная в январе 1943 года, эта операция закончилась прорывом кольца вражеской блокады героического Ленинграда. И в том, что в ходе прорыва блокады советские войска разгромили до семи гитлеровских дивизий, взяли в плен тысячи вражеских солдат и офицеров, захватили огромное количество трофеев, была скромная лепта ратного труда отважного воздушного разведчика лейтенанта Анохина.

Особенно прославился Алексей на Карельском фронте. Здесь он стал подлинным мастером воздушной разведки, талантливым аэрофотосъемщиком и снайпером бомбовых ударов по тщательно замаскированным объектам противника. Он был одним из немногих пилотов, которые могли летать на любых высотах и почти при любой метеорологической обстановке Крайнего Севера. В его послужном списке значится 13 благодарностей за выполнение боевых заданий в особенно сложных и трудных ситуациях.

День за днем Алексей набирался опыта, становился зрелым воздушным бойцом. Его назначили командовать звеном. На плечи воздушного разведчика легли дополнительные обязанности. Если раньше он отвечал только за свой экипаж, то теперь нес ответственность за многих специалистов: летчиков, штурманов, стрелков-радистов, техников, механиков, оружейников и прибористов. И каждого из них надо знать, каждого держать в поле зрения.

Однажды, когда Анохин вернулся на аэродром после выполнения задания, фронтовые друзья и товарищи сердечно поздравили его с двумя правительственными наградами: орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».

Командир эскадрильи майор Мосин в наградном листе Анохина писал: «За период пребывания в эскадрилье произвел 151 боевой вылет на самолете Пе-2 на разведку и фотографирование войск переднего края и глубоких тылов противника. Боевой налет — 170 часов 25 минут. Кроме того, имеет 13 боевых вылетов по спецзаданиям. Всего заснято летчиком 5725 кв. км площади, при этом 3769 кв. км с военными объектами, что помогло наземному командованию точно вскрывать и разрушать оборону противника». В том же наградном листе указывалось, что летчик Анохин в воздухе бесстрашен, уверен, проявляет полезную инициативу, принимает грамотные решения. В воздухе, где каждая секунда на учете, где малейшая оплошность грозит гибелью экипажа, такие качества бойца просто необходимы.

Самолетом Пе-2 Анохин владел великолепно. Дважды по заданию командования перегонял эту машину на фронт на расстояние 5 тысяч километров. И никакие сложные метеорологические условия не могли задержать его на маршруте. Он был неутомим в полете, не знал усталости. Весь отдавался порученному делу. И за эту самоотверженность, готовность быть всегда на линии огня горячо любили Алексея командиры и товарищи по службе. Более 80 раз он встречался в воздухе один, без прикрытия «яков» или «лавочкиных», с фашистскими истребителями и во всех случаях оставался непобежденным врагами. Случалось, что его атаковали по четыре — шесть «мессершмиттов», а он уходил от них, отстреливаясь, нападая на них, нанося им удары. То было виртуозное владение «петляковым», высокое летное мастерство, которое Алексей противопоставлял коварному и сильному врагу.

Работа воздушного разведчика требует искусного владения самолетом, остроты глаза, выдержки, предельно точного расчета и, конечно, смелости. Этими качествами в полной мере обладал командир звена Алексей Анохин. «К счастью,— вспоминал он,— мой боевой путь на фронте не ограничивался разведкой и воздушным фотографированием наземных объектов противника. Я на равных вел воздушные бои с фашистскими истребителями, бомбил их базы и склады, артиллерийские позиции и штабы».

Время от времени Анохина привлекали для переброски специальных групп в глубокий тыл врага с целью организации подпольной и партизанской борьбы. Особенным оказалось для Алексея Анохина, как и для многих других летчиков, горячее лето 1943 года. Он забрасывал оружие и продукты партизанам, доставлял в фашистский тыл советских разведчиков, вывозил на Большую землю раненых партизан. И не случайно его считали одним из лучших летчиков Карельского фронта.

Наблюдая за наступавшими войсками с воздуха, Алексей Анохин ликовал: горноегерские, гренадерские бригады и полки, сформированные фашистами из тирольских стрелков и членов альпийских клубов, «герои Крита и Нарвика», не знавшие поражений в боях против греков и французов, дрогнули под натиском советских солдат, попятились назад, побежали...

Под ураганным огнем противника шли воины Карельского фронта к победе. Некоторых из них Родина удостоила звания Героя Советского Союза. Многим соединениям и частям были присвоены почетные наименования. 119-я отдельная разведывательная авиаэскадрилья стала Краснознаменной, а одному из ее лучших летчиков — капитану Алексею Васильевичу Анохину в октябре 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза.

Во фронтовой автобиографии Анохина есть такие слова: «Я люблю свою советскую Родину. Я буду сражаться за ее свободу и независимость до последней капли крови. Я твердо верю в то, что фашистские захватчики будут уничтожены, а советские люди заживут еще счастливее, чем до войны. И я особенно горжусь тем, что сегодня на боевое задание лечу коммунистом. За отличное выполнение боевых заданий меня досрочно приняли из кандидатов в члены Коммунистической партии».

Эти строки на пожелтевшем от времени листке нельзя читать без волнения. Они проникнуты чувством советского патриотизма, верой в правоту нашего дела, в победу над врагом. Их писал летчик перед боевым вылетом. Писал сердцем. Меньше всего думал о славе и почестях. Все его мысли были о советской Родине, все душевные слова обращены к ней. Он дрался за нее с врагом беспощадно. В боевой характеристике капитана Анохина тонко подмечены детали, высвечивающие черты героя: «В полете — неутомим. В разведке — изобретателен. В бою — бесстрашен». И как результат этих качеств воздушного разведчика — 250 успешных боевых вылетов. Ни одного невыполненного задания.

Н. Костин

Из книги: Герои огненных лет. Очерки о москвичах — Героях Советского Союза. Вып. 4. М.: Московский рабочий, 1980.


Другие материалы




АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ЗАЩИТИВШИМ ЛЕНИНГРАД!

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru